Какие законодательные перспективы и правовые риски ожидают российское страхование в 2008-2012 в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО и открытием рынка для прямой работы филиалов иностранных компаний?
Ключевой тенденцией современного отечественного страхования является возрастающая с каждым годом концентрация рынка в руках ведущих страховщиков. Совокупный сбор страховой премии в Российской Федерации за 2006 год составил 602,1 млрд. руб. (прирост по сравнению с прошлым годом – 23 %), при этом порядка 45,2 % этой премии собирают компании, входящие в число 20 крупнейших страховщиков. Общий объем выплат за 2006 год составил 345,2 млрд. руб. (прирост составил 26%). Доля РФ от мирового страхового рынка – 0,5%, доля страхования в ВВП РФ – 2,3%, иначе говоря, есть потенциал для роста и развития. Доля обязательного страхования в последние годы существенно выросла, добровольное страхование росло заметно более низкими темпами. На российском рынке до сих пор сохраняется довольно высокая доля псевдострахования, хотя с каждым годом она снижается, благодаря активной деятельности ФССН и налоговой службы, а классический портфель, напротив, растет. Все это позволяет судить об отечественном страховом рынке как о достаточно благоприятной среде для развития бизнеса иностранных компаний. Но самое главное, что привлекает их внимание к российскому страхованию – это более высокие темпы его роста, по сравнению с ведущими мировыми рынками.
В ближайшее время рынок ожидают существенные изменения. С 1 июля 2007 года в рамках требований Закона «Об организации страхового дела в РФ» уйдут с рынка компании с недостаточной капитализацией. Кроме того, войдут в силу приказы 49Н и 100Н, требованиям которых также не соответствует большое количество ныне действующих компаний. Все это только усилит концентрацию рынка.
В числе правовых факторов, влияющих на развитие российского страхового рынка, я бы назвал следующие. Во-первых, страховое и налоговое законодательство существенно отстает от текущих потребностей рынка, в частности, действует очень старый закон по медицинскому страхованию. Даже Гражданский Кодекс, по мнению многих специалистов, очень сильно отстает от тех процессов, которые происходят как в страховом, так и в других законодательствах. Во-вторых, осложняют работу разные форматы нормативных актов по обязательному и «вмененному» страхованию. И в-третьих, не упорядочено регулирование иностранных инвестиций в страховом сегменте.
В настоящее время, присутствие иностранного страхового бизнеса в Россию регулируется Законом «Об организации страхового дела в РФ», Законом «Об иностранных инвестициях в РФ», Налоговым Кодекс Российской Федерации и частично затронут в проекте «Стратегии развития страхования в РФ», обсуждаемой сейчас Правительством. К 1 января 2008 г., по заявлениям МЭРТа, мы можем стать членами ВТО. Хотя, с правовой точки зрения, это очень долгий процесс, принципиальное политическое решение уже принято, и в будущем на страховом рынке России будут представлены филиалы иностранных страховых организаций. Наше действующее законодательство, в принципе, не соответствует тем нормам, которые применяются в ВТО, и должно будет к ним адаптироваться.
Если обратиться к опыту других стран, которые вступили в ВТО или были у истоков основания этой организации, чтобы посмотреть, как они приводили свое законодательство в соответствии этим нормам, то увидим ряд интересных обстоятельств. Например, Китай - страна, которая стала членом ВТО одной из последних – по сей день совершенствует свои правовые нормы в части регулирования деятельности филиалов. В момент вступления в ВТО там все прекрасно понимали, что нужно будет выравнивать законодательство и создавать равные конкурентные условия работы на рынке. И начали этот процесс они с реформы налогообложения, в результате которой сейчас налогообложение прямых филиалов не отличается от налогообложения юридических лиц с участием иностранного капитала. На первые годы после вступления в ВТО были введены территориальные ограничения для иностранных страховых компаний и их филиалов, в частности, несколько китайских провинций были исключены из возможного поля их деятельности. Кроме того, прямой филиал страховой компании должен обладать минимальной платежеспособностью, соответствующей масштабам его деятельности по законодательству Китая, а надзорные органы Китая могут принимать в его отношении любые необходимые регулирующие решения.
Для регистрации представительства в Китае необходимо представить в Народный Банк Китая следующие документы (на китайском языке): заявление за подписью председателя совета директоров, регистрационное свидетельство, Устав компании, список главных акционеров, годовые отчеты за последние 3 года (они должны показывать постоянную прибыль), разрешение на открытие представительства в Пекине, выданное управлением финансового контроля страны заявителя, краткая характеристика компании, рейтинг компании в стране и за рубежом, информация об отношениях и связях с китайскими компаниями, краткая автобиография, удостоверение личности и свидетельство об образовании предполагаемого генерального представителя. При регистрации филиала или дочерней компании (с правом осуществления страховой деятельности) следует иметь в виду следующее. В соответствии с нормами, заложенными еще китайским Законом о деятельности страховании от 1995 года, лицензия филиалу или дочерней компании на право осуществления страховой будет выдана только в случае, если в Китае есть представительство материнской компании, уже проработавшее не менее 2 лет до даты подачи заявления на лицензирование; в своей стране компания работала не менее 30 лет; общий размер ее активов составляет не менее 5 млрд.долл.США; компания предоставила документы, подтверждающие инвестиции в развитие национального страхового рынка КНР. И хотя после вступления Китая в ВТО иностранным страховым компаниям разрешено открывать филиалы или дочерние предприятия на территории КНР, но при этом для компаний по страхованию жизни (даже спустя переходный период) доля иностранного капитала не должна превышать 50%. Иностранные страховщики были допущены к страхованию экспортно-импортных рисков и участию в состраховании крупных промышленных рисков. Кроме того, иностранным компаниям было обещано, что после вступления в ВТО действовавшее «обязательное перестрахование», доля которого в тот момент составляла для них 20%, ежегодно будет сокращаться на 5% и через четыре года будет полностью упразднено.
Другой пример – США. Это одна из стран, которая стояла у истоков создания ВТО, была ее идеологом и организатором, и основным оппонентом России в переговорах по страховому рынку. Надо отметить, что законодательство США разделяется на 2 составляющие: федеральные общие нормы и специальные регулирующие нормы на уровне штатов. Хотелось бы рассказать об опыте «Ингосстраха», на себе ощутившем действие американской системы регулирования, когда речь зашла о работе представительства компании в Нью-Йорке. Требования по уплате налогов являются в США стандартными, зависят от размера получаемой прибыли и не зависят от того, национальное ли это юридическое лицо или филиал. Специальные же требования (всего их 27) штата Нью-Йорк к страховщикам, не позволили нам работать там: с нас потребовали ряд дополнительных документов, подтверждающих надежность компании. Справку, выданную нам Министерством Финансов РФ, в Штате не приняли, мотивировав, что подобный документ должна была выдать негосударственная организация. Но и документ ТПП РФ, куда мы обратились, также не устроил местного регулятора. Мы получили в общей сложности 5 российских сертификатов, но все равно регулирующие инстанции заявляли, что наша компания не совсем соответствует местным требованиям. В итоге представительство в Нью-Йорке после долгих согласований было открыто, но в 2005 году «Ингосстрах» принял решение его упразднить. На этом примере видно, как серьезно нормы, которые устанавливает каждый отдельный штат, защищают национальный страховой сектор. Общие требования действительно достаточно простые, но по факту получить разрешение на работу в конкретном штате очень сложно.
Самое простое и либеральное регулирование из стран ВТО, на мой взгляд, существует в Швейцарии и Чехии. Но все равно, абсолютно во всех странах есть ограничения в части налогов и специальных требований к платежеспособности филиала и материнской компании.
Что же следует предпринять российским нормотворцам для создания адекватных условий работы отечественных страховщиков после прихода прямых филиалов иностранных компаний? Во-первых, можно предложить законодательно закрепить специальный режим налогообложения для филиалов. Во-вторых, систему лицензирования следует либо применять и для страховых компаний, и для филиалов, либо в существующем виде не применять вообще ни для кого из них. В-третьих, не стоит забывать, что требования к финансовой устойчивости – это самый важный механизм, через который надзор может влиять на страховщика, прежде всего в целях защиты интересов клиентов. В-четвертых, возможны ограничения по видам страхования. Хотя последнее – это, безусловно, очень дискуссионная тема, все сходятся в том, что такими секторами должны быть страхование жизни и обязательные виды страхования. И ни при каких обстоятельствах иностранные компании не должны быть допущены к проведению обязательного государственного страхования, страхования по госконтрактам или деятельности, связанной с государственной тайной - ни одна страна не допустит иностранные компании в эту область.